Информационный портал

Некоторые люди слышат цвета и пробуют звуки на вкус. Как им это удается?

Синестезия — это редкое неврологическое состояние, при котором органы чувств перемешиваются и начинают чувствовать за других. Одна женщина-синестет говорит, что «имя Катерина на вкус как шоколадный торт». Такие люди могут называть боль по имени, слышать цвета, видеть музыку. А вы хотели бы узнать, каково ваше имя на вкус? Синестезия не самое редкое явление. В среднем она затрагивает одного человека из двух тысяч и, как правило, развивается в детстве. И если вам не повезло заручиться поддержкой такого всевидящего ока в свое время, возможно, вам помогут ученые, которые подкрались к молекулярному и генетическому происхождению этого явления.

Аманда Тилот — ученый из Института психолингвистики Макса Планка в Нидерландах, ведущий автор новой работы, исследующей первопричины синестезии, опубликованной на этой неделе в журнале PNAS. Как вы можете догадаться, все ведет к взаимосвязанности.

«Первые исследования, показывающие семейные древа с людьми, у которых была синестезия на протяжении нескольких поколений, появились 130 лет назад», говорит Тилот. «Последние 15 лет или около того были действительно мощными и с большой работой в области психологии, которые позволили понять, как развивается синестезия в детстве, как дети делают эти связи и как они представлены с психологической точки зрения. Но в плане генетики ученые почти ничего не узнали».

Тилот и ее команда решили заполнить пробел. Они обратились к трем семействам, в которых многие члены семьи обладали звуко-цветовой синестезией. Были в них также и члены без синестезии (от чего они, конечно, расстраивались). Каждый член семейного древа передал Тилот ДНК на исследование и секвенирование. Ученые сперва изучили различия в пределах семьи. Какие генетические варианты были у синестетов, которых не хватало их братьям, сестрам, дядям и тетям? Ученые выявили 37 интересных генов в общей сложности. Но изучая различия между тремя семьями, они обнаружили, что ни один из этих генетических вариантов не повторялся.

Этого следовало ожидать. «Предыдущая попытка найти конкретные вещи, которые объединяют небольшие семьи, не имели большой удачи», говорит Тилот. Поэтому они попробовали другую тактику. «Мы решили посмотреть, какие типы биологических процессов связывают семьи». Если гены, по-видимому, были специфичны для семьи, предположили ученые, то и процессы, которые сформировали эти гены, должны будут повторяться среди разных синестетов в разных родословных.

К восхищению Тилот, это предположение оказалось верным. В новой работе сделан вывод, что мозг людей со звуко-цветовой синестезией необычайно активен в одном из отделов: аксоногенез.

В основе своей аксоногенез — это формирование новых нервных клеток, аксонов. Аксоны соединяются с синапсами и помогают передавать информацию через мозг. Аксоногенез нужен каждому, чтобы жить и мыслить, без него вы не смогли бы прочитать эту статью. Но у людей с синестезией этот процесс слегка перенастроен.

Некоторые люди слышат цвета и пробуют звуки на вкус. Как им это удается?

В то время как зрительная кора находится в задней части мозга, а производство речи — в области Вернике, аксоны у людей с синестезией растягиваются дальше, особенно в детском возрасте, когда сенсорные способности быстро развиваются. Возможно, именно поэтому язык воспринимается в цветах, вкусе или даже пространственных измерениях.

Конечно, работа Тилот не является окончательным вердиктом на тему синестезии — это только начало. Необходимы дополнительные исследования для семей с высокими показателями синестезии, а также синестетов, у которых нет известных родственников с этой причудой. Что еще более важно, говорит Тилот, ученые должны продолжать работать, чтобы понять весь спектр синестезии, которая проявляется десятками разных способов.

Пока исследование Тилот сосредоточено на звуко-цветовой синестезии, известной также как хроместезия, когда люди ассоциируют звуки с цветами. Такие артисты, например, ассоциируют музыку с аккордами, инструментами и эмоциональными переживаниями. Дюк Эллингтон, Билли Джоэл, Фаррелл Уильямс также рассказывают о похожем сенсорном восприятии.

А вот у Владимира Набокова и его матери были графемо-цветовые синестезии, когда каждая буква имела оттенок или текстуру, связанную с ней. Бывает также лексико-вкусовая синестезия, когда слова имеют вкус.

Чтобы углубиться в сенсорную тайну, Тилот и ее команда набирают синестетов со звуко-цветовым восприятием для дальнейших исследований.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *